Большинство (45 человек) ответило «1,2,4».
Я вас разочарую, ведь правильный ответ: «1,2,3,4» (24 ответили правильно)
Запятые должны быть поставлены на первом, втором, третьем и четвертом местах: это запятые , выделяющие деепричастные обороты. Эти обороты относятся к разным сказуемым, соединённым союзом и: помолчала (как?) глядя на пламя в камине; заговорила (как?) весело взглянув на меня.
Будьте внимательны! А учителям русского следует повторить с ребятами правила обособления деепричастного оборота
50. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
51.Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
52. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
53. Солдаты (1) принесшие князя Андрея (2) и снявшие с него попавшийся им золотой образок (3) навешенный на брата княжной Марьей (4) увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
54. Верочка (1) принимая опята (2) росшие за вырубкой на старых пнях (3) за поганки (4) боялась их собирать.
55. Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее и (1) предложив им осмотреть перед обедом сад и зверинец (2) повёл по (3) тщательно выметенным и усыпанным песком (4) дорожкам.
56. Наплескавшись вдоволь (1) и (2) попрыгав в воду с перевёрнутого ржавого кузова (3) неведомо как очутившегося в озере (4) мальчишки устроились с удочками возле камышей.
57. Сквозь пургу я (1) напрягая зрение (2) старался лучше разглядеть крестьянскую хату (3) засыпанную снегом (4) по самые окна.
58. Поздоровавшись с Дмитрием (1) и (2) передав ему посылку (3) крепко перевязанную бечёвкой (4) гость тут же удалился.
59. Котёнок (1) принесённый Мариной домой (2) был похож на клубок шерстяных ниток (3) сворачивающийся от каждого прикосновения (4) и распускающийся вдали от человеческих рук.
60. Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич и (3) несильно размахнувшись (4) ударил арестованного по плечам.
61. Оба прочитали телеграмму (1) почти касаясь друг друга головами (2) и (3) перечитав два раза (4) молча уставились друг на друга.
62. Вечером к тете Полли (1) сидевшей у открытого окна в (2) служившей одновременно спальней и столовой (3) комнате (4) явился Том.
63. Базаров (1) вставший было навстречу (2) вошедшему в комнату (3) Павлу Петровичу (4) присел на край стола и скрестил на груди руки.
64. Поприветствовав гостей (1) прибывших на борт катера (2) коротким кивком (3) и попросив их надеть спасательные жилеты (4) молодой человек завёл двигатель.
65. Катя немного помолчала (1) глядя на пламя в камине (2) и (3) весело взглянув на меня (4) заговорила опять.
66. Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под ногами.
67. Клён (1) зеленеющий (2) весной и летом (3) и сбрасывающий листву к осени (4) стал для героини романа символом вечного природного цикла.
68. Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестнадцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества художника.
69. Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
70. Вскоре в очаге (1) широко зиявшем открытою пастью в середине юрты (2) вспыхнул огонёк (3) зажжённой мною (4) лучины.
71. Пространство напротив (1) находившегося между крыльцом и глухой стеной окна (2) было забрано высокими досками (3) позволявшими видеть (4) только небольшой клочок неба.
72. Ночью пошёл дождь (1) ещё по-летнему тёплый (2) а уже к утру начали облетать (3) пожелтевшие за неделю (4) листья.
73. Отец (1) не глядя на меня (2) и не отвечая на моё приветствие (3) указал на (4) стоящее у окна (5) кресло.
74. Элегантный слуга с бакенбардами (1) неоднократно жаловавшийся знакомым на слабость своих нервов (2) так испугался (3) увидав лежавшего на полу (4) господина, что оставил его одного и убежал за помощью.
75. Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.
Задание 17 № 6316
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иван (1) сгорбившись (2) стоял с (3) ничего не выражающим (4) лицом и всё время держал трясущуюся руку у козырька фуражки.
Задание 17 № 6355
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Аркадий встал и быстро удалился (1) как бы испугавшись (2) слов (3) сорвавшихся (4) у него с языка.
Задание 17 № 14071
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Катя немного помолчала (1) глядя на пламя в камине (2) и (3) весело взглянув на меня (4) заговорила опять.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Катя немного помолчала , глядя на пламя в камине , и, весело взглянув на меня , заговорила опять.
Запятые должны быть поставлены на первом, втором, третьем и четвертом местах: это запятые , выделяющие деепричастные обороты. Эти обороты относятся к разным сказуемым, соединённым союзом и: помолчала(как?) глядя на пламя в камине; заговорила (как?) весело взглянув на меня.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения — это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС). Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения— причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2. Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры. От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего ? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения — определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И.
Пример 4: В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном. Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5: Человек, |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6: Были слышны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7. |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8. Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9: |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным. (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом, |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо, унизанное ярко мерцавшими звёздами.
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства — это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие — особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова — деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку.
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.